Всё о развивающем обучении
Особенности системы "РО"
В системе развивающего образования (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов) в отличие от традиционной ребенок потому и становится субъектом деятельности (прежде всего – учебной, хотя и не только ее), что:
- не довольствуется объяснениями и иллюстрациями учителя, воспринимая их как истину в последней инстанции, а под руководством учителя со все более возрастающей степенью самостоятельности прослеживает генезис нового знания (вопрос «откуда мы это знаем?» является вполне естественным для такого ребенка);
- не сравнивает значительное число примеров с целью установления сходства, после чего получает требуемое словесное определение (чаще - в готовом виде от учителя), а «с места» выявляет искомую закономерность на материале анализа одного-двух случаев, овладевая общим способом решения задач данного типа;
- не путает учебные (в пределе - теоретические) и конкретно-практические задачи (например, задачу на произведение арифметического расчета и задачу на выведение правила этого расчета), а умеет выделить специфически учебную задачу из общего «потока» предлагаемых для решения задач, преобразовать конкретно-практическую задачу в учебно-теоретическую, проявляя в этом инициативность;
- не растрачивает силы и время на бессистемные пробы, а с самого начала вырабатывает гибкую стратегию теоретический замысел решения;
- не копирует образцы, задаваемые педагогом, а пристально анализирует основания чужих и своих собственных действий (при этом сомнению и критике может подвергаться и позиция педагога, если дети находят ее недостаточно обоснованной);
- не является заложником учительского контроля и отметки, а способен сам адекватно контролировать и оценивать успешность выполнения учебной деятельности;
- не испытывает невротический страх перед ошибками, а рассматривает ошибки «лишний повод» для рефлексии и, следовательно, как потенциальные точки роста новой мысли (учится на своих и чужих ошибках);
- не отвечает на вопросы учителя «в порядке отчета», а инициирует диалоги и дискуссии с учителем и одноклассниками, свободно включается в коллективное обсуждение учебных проблем;
- не смотрит на учение как на обременительную повинность, а радостно переживает труд самореализации в школьной жизни.
Презентация "Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
Отличия учебного сотрудничества от других форм учебного взаимодействия
- Предметное содержание структурировано так, чтобы ученик смог обнаружить свое незнание, свою неумелость;
- Учебное взаимодействие учащихся организовано для поиска недостающих знаний и умений у каждого конкретного ученика;
- Ученики представлены разные логики, позиции, точки зрения, их различие явно выражено для ребенка;
- Задачи, предложенные учителем, не дают возможности действовать репродуктивно, а побуждают к поиску новых способов действия;
- Вопросы на уроке задает ученик, обнаруживая границу своего незнания, а учитель отвечает на вопросы ученика;
- Ученик обращается к учителю не с жалобой на свои трудности, а с конкретным запросом по поводу нового знания;
- Учитель вступает в сотрудничество с учащимися только по запросу о конкретной помощи в области обнаруженного им незнания;
- Предметом учебных отношений учителя и учащихся являются предметные знания и граница между знанием и незнанием;
- Взаимодействие учителя и ученика однопредметно, оно направлено на предмет их учебного сотрудничества;
- Действия учителя и ученика несимметричны – ребенок не имитирует действия взрослого;
- Сотрудничество предполагает познавательную инициативу ребенок, указывающего взрослому ближайшую учебную цель их совместных действий;
- Учителю необходимо удерживать ситуацию «открытого незнания», учить детей действовать в области открытого ими незнания, обучать их знанию о незнании.
Результаты учебного сотрудничества:
1) со сверстниками:
- Формирование инициативности ученика в поиске необходимых для решения учебных задач знаний и способов действий
2) с учителем:
- Развитие у школьников определяющей рефлексии как способности определять границы собственного знания и проявлять активность при обращении к учителю с вопросом о конкретной помощи, сформулированном на языке содержания обучения;
3) с самим собой:
- Обеспечивает развитие ученика как субъекта учебной деятельности – человека, который умеет учиться, самостоятельно определять границу знания и незнания и обращаться к учителю с вопросом о совершенно определенной помощи.
Полезная информация
А.Б. Воронцов, канд. педагог. наук, г.Москва "Организация учебного процесса в начальной школе образовательной системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова" ( методические рекомендации)
В.Т. Кудрявцев, Г.К. Уразалиева "СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ" (http://vtk.interro.ru/book/4/240/1.htm)
Краткий толковый словарь учителя развивающего обучения (образовательная система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)